К основному контенту

Рустэм Султанов: песни, ставшие литературой

 Мы привыкли к тому, что литературное произведение часто становится основой текста и идеи песни, а то и целого цикла песен, то есть альбома как единой музыкальной и литературной программы. А если наоборот — чтобы каждая отдельная песня конкретного исполнителя превращалась в не самый длинный рассказ? Да ещё чтобы подобное происходило систематически? Да не покажется это странным, но с песнями автора и исполнителя Рустэма Султанова теперь это происходит очень и очень часто.

Дело в том, что Рустэм стал создателем нового жанра, который он, за неимением лучшего определения, называет «литературным клипом». Затея, безусловно, интересная и в нашей реальности действительно очень нужная.

«Когда вы слушаете песню, у вас в голове включается ваш собственный видеопроектор, и он показывает вам увлекательный фильм, режиссёром которого являетесь вы сами» — подобное заявление формулировалось тысячи и тысячи раз. Но рекламной фразой оно стало только в 1980 году с выходом в свет альбома заокеанской группы Kansas “Audio-Visions”, где лицевая и задняя стороны обложки грампластинки визуально изображали и сам процесс рождения этого фильма, и счастье слушателя от получения таких аудиовизуальных удовольствий. Так-то оно так, но для отечественного слушателя ситуация складывается несколько по-иному: исписаны горы бумаги о том, что в России песенное творчество литературоцентрично, и даже не в смысле взаимосвязи текстов песен с нашей литературной традицией, так или иначе влияющей на каждого человека, чувствующего тягу к музыкальному и песенному творчеству. Куда важнее то, что большинство отечественных слушателей воспринимают песню не как музыкальное произведение, но как положенный на музыку рассказ с описанием той ситуации, попасть в которую теоретически может каждый из нас. Вот так — мы примеряем на себя то, о чем рассказывается в песне… и делаем вывод, нравится нам эта песня или нет. Можно удивляться или даже ругаться, но дела в России обстоят именно так.

Причем гипнотическому воздействию текста песни как истории из жизни  покорны у нас все возрасты — воистину, «от пяти до 75», то есть всегда, если песня интересна человеку. И не случайно, что идея сопровождать свои песни короткими рассказами — или, если угодно, литературными клипами, пришла в голову человеку и музыканту, для которого борьба за качество музыкального и текстового материала — не пустой звук. Тем более, что творчество этого музыканта рассчитано на взрослую аудитории. Рустэм Султанов — не самый распространенный у нас тип автора-исполнителя, стремящийся и успешно достигающий баланса между комфортабельной музыкой и не самым простым текстовым содержанием, могущим даже вызвать некоторое удивление у тех, кто «не понимает». К счастью, такие персонажи оказываются в меньшинстве, а именно что взрослый слушатель, жаждущий нормальной, а не очередной «молодежной и модной» музыки к песням Рустэма тяготеет — как-никак, с 1985 года музыкант записал и выпустил девять полноразмерных альбомов, не считая отдельных треков в формате цифровых синглов.

Да-да, песенный материал Рустэма Султанова рассчитан именно на взрослого слушателя — этим песням можно предпослать стилистическое определение AOR (то есть как раз «рок для взрослых»), либо, в нашей реальности — даже «нео-ВИА», что даже вернее. Ведь песням Рустэма свойственна именно та очень национальная мелодика, фактически вошедшая в ДНК старшего, и не только, поколения слушателей еще с полвека назад песнями тогдашних вокально-инструментальных ансамблей, то бишь ВИА. А раз слушатель взрослый — то и печатный рассказ ему будет интересен, а на основе собственного жизненного опыта из синтеза песни и рассказа в его голове сложится тот самый очень личный «фильм».

При этом Рустэм не забывает о том, что его песни в сочетании с рассказами — это послание другим, то есть именно слушателям. Было принято мудрое творческое решение — литературную часть такого «клипа», то есть сам рассказ, должен писать как раз другой человек. Да-да, если песня не достучится до слушателя, то рассказ, написанный другим автором, в таком случае имеет больше шансов на эмоциональный контакт. И такой автор нашелся — им стала Оксана Казанцева, автор с 12-летним творческим стажем, являющаяся профессиональным литератором с 2018 года. Обычно Рустэм пишет для нее синопсис, то есть своего рода «скелет» рассказа, а дальнейшая работа над текстом — ее дело. Но иногда бывает, что Оксана пишет рассказ самостоятельно от начала до конца, просто под впечатлением очередной песни Рустэма. То есть она проделывает тот же самый мысленный путь, что и многие из нас, когда песня несет с собой определенные эмоции, а за ними — и образный ряд, собственный для каждого из нас. И для автора рассказа — тоже.

Новация Рустэма Султанова по созданию литературных клипов очень молода — ей всего полгода, но читателям канала автора-исполнителя на интернет-платформе «Дзен.Яндекс» она безо всякого сомнения полюбилась. Да и литературных клипов у Рустэма теперь не сказать чтобы мало — ведь на «Дзен.Яндексе» есть возможность удобно и наглядно подключать стриминговый сервис «Яндекс-музыка» прямо к конкретному месту в публикации, и эта техническая возможность безусловно усиливает эмоциональное воздействие литературного клипа в целом.

Можно долго задавать вопросы вроде «а почему до подобного очевидного хода никто не додумался раньше?», но это все равно, что спрашивать об открытии закона всемирного тяготения и прочих естественных составляющих окружающей нас жизни. Таковы же и литературные клипы Рустэма Султанова: они просто есть, а один из новейших — «Просыпайтесь, люди!» — пропитан тревогой за судьбу всего человечества и нашей Планеты в нынешний непростой момент мировой истории. Эта пьеса записана Рустэмом при участии детского вокального ансамбля Hashovavim из Израиля и обоснованно может претендовать на роль сверхнового гимна мира. Гуманизм пьесы подчеркивается не только ее текстом и в нужной степени возвышенно-трагической мелодикой, но и, само собой, сопровождающим её текстом рассказа.

Возможно, идея литературного клипа теперь обретет популярность в более-менее широких массах музыкантов с чётко обозначенной авторской позицией, но, как говорится, «победитель забирает всё». А победителем очень часто оказывается тот, кто первым придумал и запустил в жизнь новую, но совершенно очевидную творческую технологию…

Популярные сообщения из этого блога

Сеть пансионатов “Забота о близких”

  Работающим родственникам сложно обеспечить полноценный уход за пожилым, нуждающимся в постоянном присмотре и помощи. Подходящий вариант для них — частные пансионаты. Здесь близкий человек будет под круглосуточным наблюдением квалифицированных сиделок. Они помогут ему совершать гигиенические процедуры, напомнят вовремя принять лекарство. Полноценный и сбалансированный рацион разработан с учетом потребностей пожилых. Человек не почувствует себя одиноким, общаясь с другими постояльцами и проводя время на свежем воздухе. Частные дома престарелых «Забота о близких» созданы на основе французской модели домов для пожилых людей. Благодаря этому, удается окружить постояльцев должным уходом, сделать старость комфортной и интересной. В каждом пансионате сети для пожилых людей созданы максимально благоприятные условия по уходу за престарелыми.

Программа для озвучки текста в речь онлайн, реалистичные голоса, лучший синтезатор

  Тем, кто создает видеоролики, подкасты и прочий аудио/видео контент - знают каково это создать уникальный ролик не похожий на другой. Требуется грамотное, качественное озвучивание текста, а если таких роликов нужно 10, 50, 100? Возникают сложности. Можно наговорить самому и попросить знакомых, заказать услуги озвучки дикторов. Однако это все накладно по времени, затратно по средствам. Например озвучка профессиональным диктором может доходить до 500 руб. за минуту. На помощь придет нейросетевой синтезатор речи. Он быстро преобразует любой текст мужским или женским голосом. Синтез речи на сегодняшний день технология крайне востребованная. Преобразование текста в звук применимо во многих сферах: программирование, озвучка новостей, озвучивание книг, звуковое сопровождение в компьютерных программах, играх, мобильных приложениях и т.д. Синтез речи играет далеко не последнюю роль в создании контента для YouTube, да и в целом дает возможность наладить автоматизацию производства контента. Онл

KRUTIMINST.RU – эффективное продвижение в Инстаграм

  На основе статистических данных большинство пользователей социальной сети Инстаграм обращают внимание главным образом на количество подписчиков на аккаунте, прежде чем подписываются на него сами. Эта закономерность получила название social proof – наличие большого количество подписчиков служит не только доказательством популярности бренда, но и сигналом об одобрении его широкой аудитории. Поэтому, создавая бизнес-страницу, маркетологам приходится решать непростую задачу – искать первых подписчиков. Всем уже давно известно, что бренды, знаменитости и даже политики практикуют добавление фейковых подписчиков в социальных сетях. Для чего они это делают? Все дело в восприятии. Предположим: вы заполучили десятки тысяч подписчиков. Реальные люди будут «лайкать» вашу страницу, так как о популярности аккаунта Инстаграм судят по числу его фолловеров. Для накрутки подписчиков в Инстаграм необходимо выбирать проверенный сервис. И вот почему: бирж для накрутки очень много на рынке, однако далеко