Запрещать нельзя, регулировать необходимо – уверены эксперты
В первом квартале 2023 года в России было продано на 43% больше электросамокатов, чем за аналогичный период прошлого года: 24,5 тыс., на 575 млн руб., сообщает «Коммерсант» со ссылкой на подсчеты аналитиков «F+ tech - Марвел». И по итогам второго квартала продажи, скорее всего, вырастут еще - благодаря сезонному спросу.
Так что это лето обещает быть «горячим» как для пешеходов, так и для владельцев и арендаторов электросамокатов. Сюда же можно добавить электровелосипеды, сигвеи, гироскутеры, моноколеса и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Правда, доля продаж этих СИМ в категории электротранспорта по итогам первого квартала по сравнению с электросамокатами, на которые приходится 85%, все же небольшая.
Самокатчиков по осени считают
Как известно, с 1 марта вступили в силу правила дорожного движения (ПДД) для владельцев электросамокатов и прочих СИМ. Наверное, ключевым пунктом этих правил является ограничение предельной скорости движения в 25 км/ч. Заметим, это в пять раз выше скорости пешехода.
«Мы продолжим убеждать людей, принимавших решение о новых ПДД, что правила небезопасны, - приводит «Коммерсант» слова главы комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры заксобрания Санкт-Петербурга Алексея Цивилева. - Озвученный подход "сначала посчитаем пострадавших, а потом внесем правки" нас не устраивает. Главная проблема — это скорость по тротуарам в 25 км/ч. При столкновениях на таких скоростях взрослому человеку наносятся сильные травмы, а ребенок или пожилой может и не выжить. Сезон кикшеринга начался, и мы уже видим первый всплеск аварийности с участием электросамокатов».
«Полагаем, что необходимость внесения изменений в правила должна определяться с учетом результатов правоприменительной практики. В связи с непродолжительным сроком применения новелл практики на данный момент недостаточно», - ответили Цивилеву в Минтрансе, и этот ответ согласован с ГИБДД. «Выходит, нужно дождаться, пока собьют достаточное количество пешеходов на тротуарах, - комментирует ситуацию специалист дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрий Попов. - И тогда власти задумаются над тем, не поменять ли правила».
Похоже, Минтранс действительно планирует дождаться конца самокатного сезона, собрать и проанализировать информацию о происшествиях с участием самокатчиков - и только потом, если посчитает нужным, скорректировать ПДД.
Другая проблема: за нарушение правил самокатчику теоретически может грозить штраф от 800 до 1,5 тыс. руб. - но будут ли на практике полицейские гоняться за пользователями СИМ и штрафовать их? Пока известно лишь о единичных «самокатных рейдах» сотрудников ГИБДД в некоторых городах, в ходе которых нарушители новых правил были оштрафованы на 800 руб. по ст. 12.29 КоАП («Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения».)
Управа на кикшеринг
Пока федеральные чиновники ждут осени, в регионах формируется своя практика. Например, мэрия Самары заключила соглашение с кикшеринговыми компаниями об ограничении максимальной скорости движения электросамокатов до 15 км/ч. Правда, не во всем городе, а лишь на некоторых участках. «В соглашении специалисты выбрали городские локации, где скорость должна быть ограничена до 15 км/ч. Сюда вошли все парки и скверы — от Струковского сада до Загородного парка, в том числе самарская набережная», - рассказал замглавы департамента транспорта Самары Юрий Тапилин. Информация об ограничении скорости внесена в программу, которая контролирует передвижение самокатов по городу. Поэтому на арендованном транспорте в отдельных локациях самокатчики попросту не смогут разогнаться.
Согласно недавнему опросу сервиса Superjob, запретить кикшеринг в России хотели бы 37% респондентов, против высказались 34%, затруднились с ответом 29%. И эти цифры, кстати, говорят скорее о достаточно высокой терпимости россиян к самокатопрокату. В отличие, скажем, от французов.
Так, в Париже в апреле даже состоялся «самокатный референдум». И почти 90% горожан, принявших в нем участие, высказались за запрет арендных электросамокатов. Шумная кампания прокатчиков под лозунгом «Руки прочь от наших самокатов!» не помогла. «Решение за парижанами, и я воплощу в жизнь их решение», - пообещала мэр Парижа Анна Идальго. Она предупредила, что контракты с прокатчиками будут разорваны или не станут возобновляться, им придется убрать с улиц 15 тыс. находящихся в свободном доступе электрических досок на колесах. «Парижане подавляющим большинством высказались против самоката, мы покончим с ним к 1 сентября», - решительно заявила Идальго. Таким образом, Париж может стать первым европейским городом, где прокат самокатов будет запрещен.
Будущее за электоротранспортом и его регулированием
«В целом тема электротранспорта нам очень близка и хорошо знакома, - говорит председатель совета директоров банка «ЦентроКредит» Андрей Тарасов. - Сейчас наш банк участвует сразу в нескольких проектах и по производству электромобилей, и по созданию сетей электрозаправок. Мы кредитуем уже готовые работающие проекты и новые разработки, и даже перспективные исследования. Размер этого нашего кредитного портфеля – более семи миллиардов рублей. Мы в «ЦентроКредите» считаем, что будущее за электоротранспортом - в любых его формах, даже в авиации».
Правда, к электросамокатам глава «ЦентроКредита» относится настороженно. «Непроработанность правовой базы, низкая безопасность участников движения и на тротуаре, и на проезжей части, а также слабая дисциплина и невысокий уровень ответственности самокатчиков, воспринимающих транспортное средство как игрушку, заставляют нас пока смотреть на этот процесс со стороны, несмотря на всю нашу симпатию к электротранспорту в целом», - говорит Андрей Тарасов.
Согласно исследованию Superjob.ru, за государственное регулирование и введение законодательных ограничений для езды на электро- и обычных самокатах выступают 52% россиян. Граждане считают, что особенно необходимы скоростные ограничения, надо запретить движение по пешеходных зонам и тротуарам, установить возрастной ценз 18+, а также внедрить систему обучения управлению самокатом и ввести соответствующие удостоверения.
Константин Краснов