К основному контенту

Новая русская антиутопия: о романе Андрея Лисьева «Сломанное небо Салактионы»

 Явное и главное достоинство романа Андрея Лисьева «Сломанное небо Салактионы» в том, что он решительно и аккуратно следует лучшим традициям русской социальной фантастики.

Но следует не слепо, не подражательно – он следует творчески, с ярко выраженным авторским посылом, авторскими же интонацией и почерком. Андрей Лисьев твердо стоит на плечах своих наидостойнейших предшественников и смело заглядывает в будущее литературы… Автор «Сломанного неба Салактионы» ловко владеет приемами самых разных направлений фантастической литературы. Его произведение начинается как романтическое повествование о межпланетных путешествиях и любовном противоборстве, однако выливается в жесткую, требующую от читателя старательного анализа и размышления антиутопию.

Вот и посмотреть на роман Андрея Лисьева «Сломанное небо Салактионы» интересно будет на фоне краткой истории русской социальной фантастики, достойным последователем которой он является.

Антиутопия – жанр сложный. Хоть и достаточно молодой – ему чуть больше века. Сложный, как и любая социальная фантастика вообще. И планка в нем, поставленная классиками, весьма высока. Начало канону положил Евгений Замятин в 1920 году. В романе «Мы» он выстроил социальную схему и нарисовал мир, в котором хотели построить общество всеобщего благоденствия, а получилась сущая тюрьма народов. Потом были Олдос Хаксли с романом «О дивный новый мир» (1932) и Джордж Оруэлл с романом «1984» (1948), они развили тему, начатую русским писателем-эмигрантом… Кстати, в России роман «Мы» впервые вышел только в 1988 году…

Последующие попытки продолжить тему были не столь успешны – это ведь довольно сложно придумать такой перевертыш, когда мечта превращается в ужасную химеру, причем сделать это убедительно, без натяжек…

Уже сама попытка Андрея Лисьева сыграть на этом поле достойна уважения. И нужно признать, у него это получилось. Мир построенный им на Салактионе парадоксален, причудлив. Читая этот роман, интересно открывать с каждой новой перевернутой страницей что-то новое и неожиданное о том, как витиевато он устроен.

Антиутопия в литературе развивалась параллельно с утопией, жанром более древним, однако вечно актуальным. Как известно, «только во тьме свет, только в молчании слово». То есть, всё познается в сравнении. На контрасте. Этот прием мастерски использует и Андрей Лисьев. Первые главы его романа полны позитива – солнце, море, пляжи. Красивые женщины, элегантные мужчины. Высшая форма конфликта – любовный треугольник… Но вдруг всё резко меняется. Не буду касаться напрямую сюжета, чтобы не испортить читателям эффект неожиданности.

То, как Андрей Лисьев описывает отношения мужчин и женщин, заставляет вспомнить еще одного патриарха русской фантастики – Ивана Ефремова. Те, кто любит его «Звездные корабли», «Сердце змеи», «Лезвие бритвы», «Час Быка», не без интереса, а с любопытством прочтут и роман Андрея Лисьева. Ведь в нем искренние и доведенные до высшей точки напряжения личностные отношения соседствуют с глубокими размышлениями о структуре общества. И то, и другое – предельно заострено, разогрето до максимального накала. Общее соседствует с частным…

В 1960-е годы вокруг Редакции научно-популярной и научно-фантастической литературы издательства «Молодая гвардия», возглавляемой Сергеем Жемайтисом и Беллой Клюевой, сформировалась целая плеяда учеников Ивана Ефремова, ориентированных на социальную фантастику… Александр Мирер, Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов, Михаил Емцев и Еремей Парнов, Ариадна Громова и, конечно, братья Стругацкие… Они подняли планку социальной фантастики на невероятную высоту. Однако это продлилось не долго. В 1971 году руководство редакции сменили приказом сверху. Кир Булычев рассказывал мне, как он, будучи уже постоянным автором фантастики, после этих перемен пошел знакомиться с новым главным редактором. В какой-то момент беседы создатель Алисы Селезневой и города Великий Гусляр и при этом большой поклонник творчества Аркадия и Бориса Стругацких спросил: «А как вы относитесь к социальной фантастике?» На что был ответ нового главы редакции (не буду называть его имя): «По моему глубокому убеждению, социальная фантастика бывает двух типов – место одного в корзине, место второго в КГБ…» Вот так на несколько десятилетий прервалась традиция русской социальной фантастики.

Пришли новые времена, однако новые русские писатели-фантасты не спешили писать социальную фантастику. Роман «Поиск предназначения», написанный Борисом Стругацким уже после смерти брата Аркадия, был прохладно встречен любителями фантастики. Массовый читатель жаждал лихой, приключенческой, желательно бездумной фантастики; и писатели во всем старались ему потрафить. Наступило время коммерческой фантастики, все лучшее из нее было выхолощено. Серьезные люди от нее отвернулись…

Но вот в русскую фантастику пришло совсем новое поколение – поколение авторов, для которых высказать идею важнее коммерческого успеха. С ними вернулась и социальная фантастика.

И роман Андрея Лисьева «Сломанное небо Салактионы» – это яркий пример произведения этого сверхнового поколения, пример новой русской социальной фантастики, более того – пример новой русской антиутопии. Он не только увлекает читателя, не позволяет оторваться от чтения, не только поражает выразительностью образов, он еще и заставляет читателя думать. А, как сказали братья Стругацкие, «думать – это не развлечение, а обязанность».

Андрей Щербак-Жуков, поэт, прозаик, критик

Заказать книгу на ЛитРес, Озон, в Лабиринт

Популярные сообщения из этого блога

Сеть пансионатов “Забота о близких”

  Работающим родственникам сложно обеспечить полноценный уход за пожилым, нуждающимся в постоянном присмотре и помощи. Подходящий вариант для них — частные пансионаты. Здесь близкий человек будет под круглосуточным наблюдением квалифицированных сиделок. Они помогут ему совершать гигиенические процедуры, напомнят вовремя принять лекарство. Полноценный и сбалансированный рацион разработан с учетом потребностей пожилых. Человек не почувствует себя одиноким, общаясь с другими постояльцами и проводя время на свежем воздухе. Частные дома престарелых «Забота о близких» созданы на основе французской модели домов для пожилых людей. Благодаря этому, удается окружить постояльцев должным уходом, сделать старость комфортной и интересной. В каждом пансионате сети для пожилых людей созданы максимально благоприятные условия по уходу за престарелыми.

"Голяк": захватывающий сериал, который завоевал миллионы сердец по всему миру!

  С удовольствием предоставляем вам информацию о захватывающем и увлекательном сериале под названием " голяк ". Этот зрелищный проект стал настоящим хитом и завоевал миллионы сердец зрителей по всему миру. Сериал "Голяк" рассказывает захватывающую историю о главном герое, который сталкивается с серьезными испытаниями и проблемами. Ему приходится преодолевать много трудностей, делая сложные выборы и принимая ответственные решения. Сериал "Голяк" доступен для просмотра онлайн, и каждый желающий может насладиться захватывающими сюжетными линиями, динамичными сценами и яркими персонажами. Сериал "Голяк" сериал голяк смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве можно на нашем сайте. Не упустите возможность окунуться в мир увлекательных приключений и захватывающих событий, следите за развитием сюжета и переживайте вместе с главным героем. Приглашаем вас насладиться просмотром сериала "Голяк" сериал голяк смотреть онлайн прямо сейчас на сайт

Vector - значит Виктория: как Керимжан Исаев стал лучшим в мире тренером

  Керимжан Исаев, 34 года, отец четырех детей и мотивационный оратор, "самый лучший в мире тренер", за плечами которого 9 лет проведения тренингов! Автор и вдохновитель уникальной психологической игры "Vector", которую уже прошли более 7000 выпускников. Ближайшая игра "Vector" состоится с 28 июля по 31 июля в городе Алматы (Казахстан). Психологическая игра уникальна в плане раскрытия потенциала и даёт возможность каждому человеку проявить себя с совершенно разных сторон, узнать свои скрытые и дремлющие возможности и воплотить желаемое - достичь поставленных целей. Игра адаптирована под современные проблемы возникающие во все сферах жизни: работа, отношения, деньги. Как признается сам автор, в основу игры "Vector" он заложил самые лучшие трансформационные программы, с которыми встречался и собирал по всему миру: США, Англия, Россия и многие другие. - Мое призвание - трансформировать людей и раскрывать их лучшие стороны, - признается тренер популяр